Скульптура, портрет в русском искусстве 19 век - Роспись стен, скульптура, архитектурное проектирование, дизайн, живопись, роспись потолков, рельеф Artifex studio

Перейти к контенту

Главное меню:

Скульптура, портрет в русском искусстве 19 век

СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ И ПЛАСТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Интересным представляется нам портретное творчество Пармена Петровича Забелло (18301917), сумевшего преодолеть черты итальянизирующего характера и создать в дальнейшем немало интересных работ. Хранящиеся в фондах Русского музея ранние портретные произведения мастера портреты семьи Кочубеев свидетельствуют о незаурядном даровании П. П. Забелло. Все три портрета представляют собой большие мраморные барельефы-медальоны с изображенными в профиль лицами на совершенно гладком нейтральном фоне. Барельефы П. Д. Кочубея-отца и его дочери наиболее удачны. В отличие от портретов родителей лицо девочки дано в несколько более высоком рельефе, что оживляет светотеневую проработку поверхности мрамора.
Наряду с подобного рода сугубо камерными работами П. П. Забелло создал (около 1872 г.) один из лучших скульптурных бюстов второй половины XIX в.
портрет великого деятеля революционного движения А. И. Герцена, чье имя долгие годы было под запретом в России. Превосходные гипсовые отливки этого произведения хранятся, в частности, в Русском музее и музее Пушкинского Дома. Образ Герцена наполнен особенной внутренней содержательностью. В суровых чертах лица, во взгляде, несколько устремленном кверху, в прорезающих высокий лоб резких складках морщин за всем этим угадывается прежде всего напряженная работа мысли, собранность, могучая сила воли. Исполнение этого портрета, а также датируемого 1894 годом портрета художника В. Е. Маковского Забелло свидетельство наступления нового этапа в развитии русского скульптурного портрета: непосредственность манеры лепки, отказ от фиксации второстепенных черт и аксессуаров, а главное усиление внимания к передаче сложного внутреннего мира портретируемого. Забелло известен как автор нескольких больших и малых бюстов деятелей русской литературы: И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина; многие из этих портретов датируются особенно плодотворным для мастера 1878 годом. Не всегда равноценные в художественно-пластическом отношении, а тем более по качеству последующих гипсовых отливок, его работы тем не менее существенно дополняют галерею портретных произведений русской скульптуры XIX столетия, представляя собой ценнейший иконографический материал для последующих поколений мастеров изобразительного искусства.

Путь развития русского скульптурного портрета второй половины прошлого столетия был и очень плодотворен и достаточно неровен. Наиболее характерная его черта
утверждение реализма с подчеркнутой правдивостью и вдумчивым отношением к персонажам, выбираемым из самых разных социальных слоев. Разумеется, не может быть речи о том, будто в предшествующие этапы скульптурный портрет оказывался «вне реализма». Неправомочность подобного рода предположения особенно очевидна именно в этом виде творчества, поскольку, каковы бы ни были достижения реалистического портрета второй половины XIX века, он не достиг того высокого художественного уровня, которым отличались лучшие работы русского портрета XVIII столетия. И прежде всего, конечно, творчество Ф. И. Шубина.
Но из факта, что портретная скульптура второй половины прошлого столетия не находилась на высоком подъеме, вовсе не следует вывод, что ею не было создано новых ценностей. Укрепление реалистического направления, преодоление нормативностей позднего классицизма, стремление мастеров к конкретности, жизненной убедительности и подчеркнутой простоте
таковы положительные качества скульптурного портрета второй половины XIX века.
При всем своем отличии от портрета предшествующего времени скульптурный бюст второй половины века имеет с ним и немало общего. Прежде всего сохраняется уважение к личности человека, то есть и на новом историческом этапе художника по-прежнему заботит гуманистическое содержание его искусства. Как и раньше, скульпторы традиционно большое внимание уделяют увековечению представителей передовой русской культуры, деятелям литературы и изобразительного искусства. Разночинный период революционно-освободительного движения в России оказывает воздействие на дальнейший процесс демократизации портретного искусства, на расширение круга портретируемых лиц, на запечатлении для истории таких деятелей революции и прогрессивной мысли, как А. И. Герцен, Т. Г. Шевченко, М. Е. Салтыков-Щедрин. Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский. Л. Н. Толстой. Уже сам круг избираемых лиц свидетельствует о сохранении и упрочении ведущими мастерами скульптуры присущих русскому искусству связей с передовой идеологией своей эпохи. И наконец, говоря о специфике самой скульптуры, о характере воссоздания средствами пластики образов портретируемых, можно подчеркнуть, что, при всем кардинальном различии героизирующего бюста-гермы первой половины XIX столетия от жизненно-конкретного воссоздания человека второй половины века, и в этом случае можно найти черты, продолжающие традиции предшествующего периода. В первую очередь
сдержанность эмоций, стремление скульпторов подчеркнуть внутреннюю значительность образа, строгость прямолично решенных композиций. Пройдет немного времени и эти черты заметно изменятся: усилится внимание скульпторов к передаче эмоционального начала, к остроте психологических характеристик портретируемых при все более свободных и разнообразных композиционных построениях.
Немало скульптурных портретов, созданных в рассматриваемый период, заслуживает по своим критериям высокой оценки. Во всяком случае, все они принадлежат истории искусства
со всеми сложностями и спецификой развития скульптуры второй половины XIX века, со всем своеобразием форм реализма того периода и творческих художественных приемов. Портретная скульптура этой эпохи создала и донесла до нас образ современника. Это главное. Существенно, что без опыта и достижений второй половины прошлого столетия помогла бы столь блистательно развиться русская портретная скульптура последующего времени.


Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:
- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах):
роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок).
- Скульптура: рельеф, барельеф, памятник, монумент, надгробия, скульптурный декор орнамент, бюст.
- Иконопись: иконы, храмовая роспись, роспись церквей.
- Декоративная отделка и оформление:
золочение, позолота, мозаика, сграффито, витражное искусство, роспись по стеклу, лепнина.  
- Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами
- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно.
Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 ; и в Украине, Киев тел:  (097) 804 02 06 .  Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ, и ближнего зарубежья.


 
Назад к содержимому | Назад к главному меню